Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 15:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Список тегов

Календарь

«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Поиск

Архив записей

Баннеры друзей

Друзья сайта

Анонсы событий

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2010 » Февраль » 17 » Валерий Расторгуев: «Церковь обращается к этому вопросу оправдано»
20:26
Валерий Расторгуев: «Церковь обращается к этому вопросу оправдано»
Известный политолог о взаимоотношениях Православной Церкови и политических партий
 
 
29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заключил он. «Русская линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества: Церковь и политические партии. ссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, посвященной вопросам биоэтики. Своим видением на данную проблему поделилась в интервью «Русской линии» известный политолог, доктор философских наук, профессор Московского государственного университета Валерий Николаевич Расторгуев.

Здесь ситуация достаточно сложная, поскольку те люди, которые ходят на выборы, так или иначе участвуют в политической и партийной деятельности, естественно могут быть и верующими и неверующими. Но когда верующий человек принимает то или иное решение о степени своего участия в политической жизни или в деятельности какой-либо партии, он, естественно, крайне заинтересован в том, чтобы знать мнение Церкви, причем выраженное не устами рядового священника или простого клирика, а именно устами иерархов или, что еще более желательно, собором. Поэтому то, что Церковь обращается к этому вопросу - закономерно и оправдано.

Выработать соборное мнение и расставить точки над «i» надо, тем более в условиях, когда в России имеются предпосылки для создания реальной многопартийной системы. Сказать, что она существует, было бы преждевременным, а то, что существуют предпосылки ее создания, это явно. Поэтому позиция Церкви должна затрагивать несколько очень важных тем. Первая ключевая тема - это возможность или невозможность, целесообразность или нецелесообразность создания партии, которая бы сознательно отстаивала православные ценности и традиции. Тем более, что такая политическая ниша существует почти во всех развитых демократических странах. Это может быть православно-демократическая партия, но есть и другие варианты, их достаточно много. Поэтому священноначалие, наверное, будет обсуждать эту проблему, но спешить с решением этого вопроса едва ли будет. Ведь в условиях нынешней санкционированной и опирающейся на фантастический административный ресурс партии преждевременно говорить о том, что перспектива создания такой политической силы близка. Но в более удаленном времени всё возможно.

Всё, что касается поддержки конкретных партий, то здесь надо быть чрезвычайно щепетильным, поскольку речь идет о том, что партии, об этом говорят и западные политологи, далеко не самые чистые структуры в политической жизни, и выполняют они далеко не те функции, которые сами заявляют. Как правило, партии лоббируют, причем, не бесплатно, а за большое вознаграждение, чьи-то интересы. И учитывая, что лоббизм в России не разрешен и не запрещен, законодательно не прописан, то отсутствие такого закона порождает условия для развития сверхмощного криминалитета. Ведь именно в сфере лоббирования законодательной деятельности движутся огромные финансовые потоки. И очевидно, что Церковь участвовать в этом процессе не должна, и по всей видимости, не будет.

С другой стороны, отвергать протянутую руку и отбрасывать возможность сотрудничества со всеми партиями, заявляющими о своей готовности помогать Церкви и выражать мнение верующих, заботиться о возвращении церковного имущества, не нужно. Необходимо это делать в реальном режиме, действительно выделяя те партии и движения, которые выказывают в своих программных установках уважение к Русской Православной Церкви. И наоборот, Церковь, безусловно, не должна поддерживать тех лидеров, которые более или менее откровенно заявляют о своём враждебном отношении к Православию, к верующим, к истории России, которая напрямую связана с историей Церкви.

И это только небольшой список тем, которые требуют того, чтобы их проанализировать и осмыслить, и, так или иначе, зафиксировать на документальном уровне. Возможно, это будет мнение Собора, возможно, мнение Святейшего Патриарха, возможно, это будет документ с достаточно большим пролонгированным периодом времени, типа "Основ социальной концепции РПЦ".

Обществу надо постоянно напоминать, что Церковь отделена от государства только в том смысле, что государство не может влиять на позицию Церкви. Но Церковь не отделена от народа. Если и государство не отделено от народа, то оно в этом отношении находится в определенной зависимости от Церкви. С другой стороны, Церковь, конечно, должна считаться с тем, что нынешнее государство носит светский характер и в этом отношении открывает достаточно большие возможности для людей, представляющих самые разнообразные конфессии на территории России, в том числе и для людей, которые стоят на богоборческих позициях. Отношения Церкви и государства должны регулироваться достаточно четкой законодательной базой. Государство должно служить интересам народа, в том числе и церковного народа, который является носителем культуры, впитавшей в себя духовные ценности, преимущественно Православия. И именно это обеспечивает мирное сосуществование, стабильность России, её жизнеспособность и международный статус. Когда Сталин обратился к населению страны как к пастве, сказав «братья и сестры», то всё стало ясно. Государство без Церкви немощно, потому что оно утрачивает все традиционные основы.

В нашей жизни политизируется всё и вся. Это не плохо и не хорошо. Политика - это всё, что связано с деятельностью государства или деятельностью международных организаций, которые также являются крупными политическими игроками. Любое государство работает в достаточно большом и сложном геополитическом контексте. В этом отношении ни один человек, ни одно живое существо не может быть полностью освобождено от действия политики. Тем более, что речь идет не просто о политике вообще, а об экологической, культурной, образовательной, экономической политике и т.д.

Естественно, что жизнь Церкви, жизнь верующих никоим образом не может проходить вне этой политической агрессии и политической активности. Это просто надо принимать как данность. Именно поэтому Православная Церковь время от времени заявляет о своей аполитичности. Это не означает, что она отвергает политику, но она стоит на позиции «Богу - Богово, кесарю - кесарево». В этом отношении позиция Церкви по отношению к светскому государству вполне прозрачна. Современная Россия - это не Царская Империя, Президент не Помазанник Божий. Сегодня Президент поддерживает Церковь, но это вовсе не гарантирует, что завтра у Церкви и государства будут безоблачные отношения. Это каждому понятно. По этой причине Церковь и верующие должны задумываться о том, как выстраивать отношения с государством. В принципе, это тоже политика. Но политика не в дурном смысле этого слова, не политиканство, не борьба за политическую власть и за участие в делах власти, а политика как защита независимости, свободы в самом глубоком подлинном смысле этого слова.
 
Валерий Расторгуев, политолог, д. филос. н, проф. МГУ, специально для "Русской линии"
Просмотров: 1396 | Добавил: blagievesti | Теги: церковь, политика, будущее | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: