Декан соцфака МГУ убежден, что рост национального самосознания всегда будет сопровождаться увеличением православных верующих в России …
«Можно говорить о том, что в процессе роста национального самосознания наших граждан происходит их историческая идентификация. Россия – по определению страна православная. Поэтому принадлежность к исторической России, как правило, ассоциируется с принадлежностью к Православной религии. В такого рода позиции реализуется национальная идентичность», - заявил в интервью "Русской линии" декан социологического факультета МГУ, профессор Владимир Добреньков, комментируя данные опроса ВЦИОМ, касающиеся роста численности российских граждан, прошедших таинство Крещения, читающих Священное Писание и соблюдающих церковные обряды.
Согласно полученным данным, опубликованным на официальном сайте ВЦИОМ, за прошедший год доля последователей Православия увеличилась с 70 до 75%, достигнув, таким образом, максимального значения за все время измерения. По сравнению с 2006 годом неверующих респондентов стало вдвое меньше (с 16 до 8%). Подавляющее большинство граждан России являются крещеными (84%). Впрочем, за последние двадцать лет вдвое выросла доля тех, кто не крестился (с 8 до 14%). Среди жителей большинства регионов доля крещеных респондентов колеблется в пределах 86-88%, а вот на Дальнем Востоке крещеными являются лишь 66%. Женщины также чаще, чем мужчины проходят Крещение (88% против 79% соответственно).
Россияне в равной степени разделились на тех, кто читал и не читал Священное Писание (по 49%). Впрочем, доля первых по сравнению с 1993 годом выросла (с 38%), а последних - напротив, снизилась (с 61%). Религиозные обряды с той или иной частотой соблюдают две трети опрошенных граждан (66%, в 2006 году - 61%), но в основном - только по праздникам (27%) или же эпизодически (28%). Следование обрядам характерно, главным образом, для пожилых людей (71%), 18-24-летние респонденты в своем большинстве сообщили, что не придерживаются религиозных традиций (39%).
По мнению профессора Добренькова, сегодня в России объективно идет процесс если не возрождения Православия, то, по крайней мере, существенное увеличение интереса к религии как таковой. «На фоне различных проблемных ситуаций, тревог, переживаний в социальном плане человек склонен обращаться к религии, - заметил он. - Естественно, что Православие занимает здесь ведущие позиции, не столько потому, что общество понимает его окончательную истинность, сколько потому, что это вера отцов, прадедов, пращуров. При этом заметно, как в России падает интерес к атеизму, агностицизму, характерному для секулярного Запада. В России идет поиск ценностных ориентаций, а лучшую ориентацию дает именно Православие, и потому оно может составить ядро и национальной идеологии, и национальной политики».
По мнению социолога, ничего удивительного и противоестественного нет в том, что по сравнению с ростом симпатизантов Православию количество воцерковленных людей в России остается небольшим. «Главное, что эти люди уже ассоциируют себя с Православием, - убежден он. - А воцерковление - это уже другой процесс, это вопрос более глубинного постижения религии, к чему многие еще не готовы. Но количество посещающих Церковь и причащающихся, особенно в крупные праздники, увеличилось значительно, и об этом можно говорить, даже не ссылаясь ни на какие данные, - это наглядно видно».
«Россия всегда была поликонфессиональной страной, в силу множества народностей, проживающих на ее территории. Но в то же время можно говорить о России как о православной стране в целом, поскольку сама русскость есть православность».
Русская линия
|